Познай мир

Проект "Познай мир" является подпроектом  проекта "Детский развивающий центр Яромир" (рабочее название «Центр кондуктивной педагогики»), который поддержала администрация МО г.Сыктывкар. Главная задача центра - бесплатная социальная реабилитация детей с особыми потребностями здоровья, проживающих в семьях, имеющих низкий социальный статус. Одним из направлений, которое помогает решить поставленную задачу, является применение методов сенсорной интеграции. Развитие и применение методов сенсорной интеграции для занятий с детьми с особыми потребностями здоровья, а также членов их семей - новое направление в Республике Коми. Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом А.Жан Айрес из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. Сенсорная интеграция является одной из важных составляющих кондуктивной педагогики (кондуктивного образования).
Данный проект реализуется с 1 ноября 2017 года при помощи средств субсидии из Республиканского бюджета Республики Коми на основании приказа Министерства Экономики Республики Коми №291 от 19.10.2017 года "Об итогах конкурсного отбора проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии из республиканского бюджета Республики Коми", а также постоянных благотворителей фонда. Полученная сумма субсидии составляет 173016 руб. Нашим специалистом в этом направлении является Аэлита Борисовна Барышева, длительное время являющаяся волонтером фонда.
Наблюдая за детьми, посещающих занятия наших специалистов дефектологов, логопедов, психологов, мы стали замечать, что у большинства детей отмечаются признаки тактильной дисфункции.
Жалобы родителей на отказ ребенка от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев свидетельствуют о гиперчувствительности малыша, или, наоборот, ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие, свидетельствует о недостаточной чувствительности.
Часто жалобы родителей направлены на отказ ребенка от игры на детских площадках, качелях, каруселях на детских площадках, малыш боится высоты, ему не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения. Это связано с гиперчувствительностью вестибюлярной дисфункции. Но бывает, что жалобы направлены на недостаточную вестибюлярную чувствительность - постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.
Сенсорная интеграция занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу, для комфорта, требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.
На занятиях с детьми, нуждающихся в развитии крупной и мелкой моторики, внимания и концентрации, зрительных и слуховых способностей, самосознания и самооценки, будут подобраны специальные упражнения и оборудование.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов деятельности.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.